Работа

Проекты

О личном

Архив

Публикации и интервью. Архив

14 января 2015 17:38
ВОЗВРАТ К ОСНОВАМ
В Вологодской области начал свою работу интересный проект, поддержанный Губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым и направленный на развитие локальной экономики вологодской глубинки. Проект называется «Возврат к основам». О нем мы попросили рассказать руководителя проекта, директора Института общественных и гуманитарных инициатив Глеба Владимировича Тюрина.

В Вологодской области начал свою работу интересный проект, поддержанный Губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым и направленный на развитие локальной экономики вологодской глубинки. Проект называется «Возврат к основам». О нем мы попросили рассказать руководителя проекта, директора Института общественных и гуманитарных инициатив Глеба Владимировича Тюрина.

Какова цель данного проекта?

– Одна из задач – создать представление о том, как увеличивать местные экономические возможности. Мы все говорим: нужны рабочие места, надо развивать экономику. Но как? Мы многие годы ждали, что кто-то сверху нам все даст и построит. Теперь стали понимать, что надо опираться на возможности, которые есть внутри территорий.

Вот в XIX веке у нас были земства, объединявшие купцов, производителей, крестьян. Они сообща развивали местное хозяйство, медицину, дороги, образование. Они построили тысячи школ, больниц, библиотек, кустарных мастерских и еще много чего. И все это за счет собственных средств, никаких дотаций не было! Почему это было возможно тогда? Возможно ли сейчас поднять внутренний потенциал территорий? Возможно, и это уже происходит на Вологодчине. С этим работает команда Губернатора, с этим работают многие главы районов. Задача проекта принести в эту работу некоторые дополнительные возможности.

В частности, надо понять: какая в Вологодской области сегодня локальная экономика? Выявить в районах основные маленькие производства, предприятия, фирмы, частные производства, подворья. И понять, как рядом с этим можно создать что-то еще, чтобы развить территорию, как создать связи между всеми этими игроками, которые позволили бы им (и всему муниципальному образованию) существенно усилиться.

То есть территория должна зарабатывать на собственное развитие, формировать рабочие места, доходную базу, чтобы, в конечном счете, развиваться за счет собственных ресурсов?

– Сегодня каждый район, каждое предприятие внутри него, каждое хозяйство сталкивается с очень мощной силой, которая приводит в эти территории товары снаружи и лишает территорию сил, уводит деньги. А если все деньги из глубинки уходят, то вслед за ними уйдет и молодежь. И все, что остается – это ходить наверх и просить помощи снаружи. Но денег сверху все меньше. Надо попытаться потихонечку начать по-другому, умнее и слаженнее управлять тем, что есть у нас «внутри».

Сегодня весь поток производимых и реализуемых товаров выстроен, как мощнейшая агитация для управления нашей головой. Это управление потребительским поведением. Поэтому понятно, что в одиночку ничего не сделать, потому что эта структура будет заставлять нас идти и покупать самое дешевое и отдавать кому-то деньги. А если мы поставим себе задачу управлять изнутри собственным ресурсом? Мы создадим систему, в которой будут взаимодействовать муниципальная и районная власть, местные жители, местные производители. И тогда продукт будет востребован на месте, начнет приносить деньги, которые будут потрачены здесь же: вложены в строительство дорог, детских садов, школ. Это не быстрые изменения, но надо сегодня понять, что, не договорившись, не объединившись внутри, нельзя сохранить страну. Я думаю, что другого выбора у нас сейчас нет. Если вы теряете деньги, вы теряете молодежь – это закон. Только появление слоя людей даст надежду на рост сбыта, рост дохода. А нас до этого учили зарабатывать быстро на продажах из Китая. В итоге в определенный момент и выяснилось: мы должны очень быстро искать, как из этого выбираться. Я предлагаю рациональный выход – развитие глубинки в России.

И мы должны делать упор на локальную экономику, особую разновидность рынка. Это требует объединения людей по месту жительства, так, чтобы местные жители поддерживали своих предпринимателей, а местные предприниматели поддерживали своих жителей.