Работа

Проекты

О личном

Архив

Публикации и интервью. Архив

3 октября 2011 17:31
Вологда – комфортный город (Журнал "Местное самоуправление в Российской Федерации". Июль-сентябрь 2011)

Вначале года принято гово­рить о планах. Но сегодня я бы хотел поговорить о планах не одного года, а целого десятилетия. О нашей Страте­гии развития. По сути - о нашем будущем и о будущем Вологды.

Шулепов Е.Б., Глава города Вологды

Ведь что такое будущее? Это по большому счету проект, способный объединить людей, вдохновить их на достижение общих целей. И если у города такой проект есть, то у него, несомненно, есть и будущее.

Администрация города Во­логды совместно с Обществен­ным советом города занималась этой работой весь предыдущий год. И сейчас я бы хотел позна­комить Вас с ее итогами.

Напомню, что разработка действующего Стратегического плана развития города Волог­ды началась еще в 2004 году под руководством Л.Г. Иогмана. Этот документ стал важным ша­гом в определении роли города в современном мире. В резуль­тате при подготовке обновлен­ной Стратегии не было необхо­димости проводить подробные исследования истории города и его жителей, разрабатывать и выполнять SWOT-анализ раз­личных сценариев его разви­тия. Все это уже было сделано ранее. Гораздо важнее было ответить на вопросы о том, за счет каких именно проектов, ме­ханизмов и технологий можно достичь заявленной цели, какие ресурсы нужны для этого.

Вместе с тем, после приня­тия Стратегического плана по­явились важные программные документы федерального и регионального уровня, обозна­чились новые тенденции раз­вития. Часть заявленных ранее проектов была реализована, часть - конкретизирована или изменена, а некоторые проекты по ряду причин потеряли свою актуальность. В городе возник­ли новые интересные идеи и новые проекты, требующие во­площения.

Обозначенные причины по­требовали проведения ком­плексной ревизии принятого ранее Стратегического плана, его детализации и актуализа­ции. При этом основная идея, основной замысел остаются прежними - сделать Вологду максимально гостеприимным городом, комфортным для жите­лей и эффективно работающих компаний.

Именно к этому, как показы­вают исследования, на протя­жении веков стремились вологжане. В этом будет заключаться конкурентное преимущество го­рода в XXI веке. Этим он будет выгодно отличаться от своих ближайших соседей и других го­родов России.

Для того, чтобы достичь по­ставленной цели, необходимо обеспечить устойчивое раз­витие «пакета» городских ин­фраструктур. Именно «пакета», так как выпадение какой-либо одной инфраструктуры при­ведет к тому, что весь «пакет» «рассыплется». Действительно, сложно представить себе комфортную жизнь в городе, где все замечательно, но, например, отсутствует система здравоохранения. Или есть все, кроме дорог. Данный пакет объединен общим термином «комфортная бизнес-зона» или шире - «ком­фортный город».

Нам нужно сделать все для того, чтобы бизнесу было вы­годно и интересно вкладывать деньги именно в наш город! Но суть не в том, чтобы разме­стить на территории города как можно больше дымящих труб. Необходимо использовать при­сущие Вологде преимущества транспортно-географического положения, истории, культу­ры, экологии, и, как следствие, провинциальности, гармонии и красоты, ценность которых уже сейчас возрастает в разы. Над сохранением этого богатства надо работать сейчас, чтобы у вологжан не было соблазна ис­кать лучшей жизни в других ре­гионах. Если кратко, идея Стра­тегии заключается в том, чтобы предложить вологжанам новый привлекательный образ жизни!

Для того чтобы люди раз­вивали свое мастерство и спо­собности, реализовывали но­вые идеи на этой территории, она должна быть удобной для жизни, отдыха, открытия свое­го офиса или центра принятия бизнес-решений. А там, где на­ходится центр принятия реше­ний, как правило, располагается и центр распределения прибы­ли. Там основная точка налого­обложения.

Данный сценарий можно назвать продуктом взаимодей­ствия трёх постоянных групп: власти - бизнеса - общества. Это как раз те лебедь, рак и щука, которые могут, работая изо всех сил, но в разных на­правлениях, так и не сдвинуть телегу - город. Или, наоборот, объединившись общей идеей, обеспечить так необходимый нам социально-экономический прорыв. Важность этого объединения заключается в том, что если справляться со всем многообразием имеющихся в городе проблем только за счет городского бюджета, то реше­ние нашей главной задачи - сделать город комфортным - это перспектива не менее 20-ти лет! Однако, если вологжане и городское бизнес-сообщество активно включатся в работу - этот период можно сократить как минимум вдвое! Разница очевидна!

Механизмом реализации такого подхода служит идея городского партнерства или частно-государственного пар­тнерства. А это, прежде всего, переход к проектной модели управления. Проектный подход, который лежит в основе всей стратегии, выбран не случайно. При управлении таким сложным объектом как город он очень удобен. За счет перечня реали­зуемых проектов, их конфигу­рации он позволяет оперативно пользоваться открывающимися возможностями. За счет гибко­сти в рамках отдельного про­екта - максимально учитывать интересы всех участников.

Основные ресурсы для ре­ализации данного сценария в городе имеются. Однако вопло­тить его в жизнь будет не про­сто. Мы все хотим жить лучше, но признаемся честно - очень часто прилагаем совершенно недостаточно усилий для этого. И в том числе, именно по этой причине мы используем соци­альные инновации, призван­ные повысить активность всех представителей городского со­общества. Способные вовлечь вологжан в процессы развития города. Это, например, такие наши успешные проекты как «Карта «Забота», «Город дет­ства», «Цветущий город» и другие.

Плюсом сценария является то, что его реализация не пред­полагает концентрации ресур­сов и усилий на каком-то одном направлении. Будь то строи­тельство, торговля, производ­ство или что-то еще. В будущем (и кризис это убедительно дока­зал) это создаст более прочную базу для роста. Одновременно сценарий не накладывает ка­ких-либо ограничений на реали­зацию отдельных эффективных проектов практически в любой сфере.

Концепция инфраструк­турного подхода потребова­ла отдельного рассмотрения пятнадцати входящих в пакет инфраструктур. При этом для каждой инфраструктуры пред­ложена своя стратегика.

Стратегика несет несколько смыслов. Это и простой понят­ный запоминающийся девиз. И основная идея. И цель, к кото­рой, по нашему мнению, сле­дует стремиться в рамках дан­ной инфраструктуры. В рамках каждой стратегики был прове­ден анализ текущего состоя­ния инфраструктур, выделены основные проблемы, сформу­лирована цель, описано иде­альное состояние. Далее был составлен перечень проектов, направленных на достижение идеального состояния каждой из инфраструктур.

Всего в него вошло поряд­ка 200 различных проектов! Вы сможете познакомиться с ними в полной версии проекта Стратегии, которая размещена на нашем официальном сайте Vologda-portal.ru. Но это не про­сто набор проектов! Они струк­турированы и разделены на три группы:

1. Приоритетные - проекты муниципального образования «Город Вологда», выбранные по результатам опроса членов Общественного совета и руко­водителей Администрации го­рода Вологды и решающие наи­более острые для него и давно назревшие проблемы. Также в эту группу вошли проекты, ре­ализацию которых необходимо начинает в связи с требования­ми действующего законодатель­ства.

2. Перспективные проек­ты - проекты, полученные в ходе обобщения инициатив на­селения и организаций горо­да Вологды. Они существенно улучшают городскую среду, де­лают ее более разнообразной и комфортной. К числу перспек­тивных отнесены и проекты, вошедшие в Стратегию соци­ально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года.

3. Проактивные проекты - проекты модернизации город­ской среды, которые не просто улучшают сложившуюся ситу­ацию, а выводят городскую ин­фраструктуру на качественно новый уровень. То есть проактивные проекты направлены на создание того, чего ранее в городе не было. Кроме того, они эффективно решают задачу объединения городских инфраструктур в еди­ный «пакет».

Кроме развития инфраструк­тур, в процессе обсуждения были выбраны пять основных приоритетов в экономической политике Вологды. Это:

  • развитие и поддержка ма­шиностроения и связанных с ним отраслей;
  • развитие строительного комплекса;
  • развитие лесопромышлен­ного комплекса;
  • развитие текстильной про­мышленности;
  • развитие и поддержка пи­щевой и перерабатывающей промышленности.

Данные направления выбра­ны не случайно. Именно они в настоящее время составляют основу экономики города. Не нужно начинать с нуля, а нужно, опираясь на собственные ре­сурсы, развивать тот потенциал, который уже имеется у города. В этих сферах позиции Вологды сильны, и в них она может стать лидером. Мы ориентируемся также на создание условий для развития и привлечения инно­вационно-активных компаний. Управление развитием экономи­ки города будет осуществляться по трем основным направлени­ям: а) привлечение инвестиций; б) взаимодействие с крупным бизнесом; в) поддержка малого и среднего бизнеса.

Конечно, не исключаются из рассмотрения интересные про­екты и в других сферах. Так, например, город уже сейчас является привлекательным для развития всевозможных видов услуг. Многие жители области приезжают к нам не только что­бы обратиться к юристу или сто­матологу, но даже сдать вещи в химчистку. Вологда фактически становится центром оказания услуг для половины жителей об­ласти!

Большое внимание в про­екте Стратегии уделяется во­просам взаимодействия с так называемыми «естественными монополиями». И это абсолют­но оправдано, так как данные компании не только обеспечи­вают жизнедеятельность горо­да, но и уже сегодня являются одними из крупнейших инвесто­ров в его экономику.

Отдельное направление - взаимодействие с Вологодским районом, поскольку реализация многих наших проектов требует его непосредственного участия.

Что касается реализации стратегии, то она уже началась! Существующая схема системы стратегического управления представлена на схеме.

Уже принята программа Со­циально-экономического раз­вития города и бюджет на три года. Подготовлено 28 целевых программ. 36 инвестиционных проектов. В 2011 году на эти цели будет направлено порядка 30 % доходов бюджета. Это де­лается впервые за всю историю города! Также мы постоянно за­нимаемся привлечением на эти цели федеральных и областных средств.

При определении ожидае­мых результатов реализации Стратегии учитывались рей­тинги городов России, подготов­ленные журналами «Форбс» и «Секрет фирмы». В частности, показатели городов Калуги, Белгорода и Великого Новгоро­да. Однако подчеркну, что за­дача «догнать» другие города по тем или иным отдельным показателям - не ставится. По­зиция догоняющего - это всегда позиция отстающего! Также не нужно стремиться достичь со­вершенства в какой-то одной сфере, по одной позиции. Па­кет может не сложиться. Повто­рюсь: основная цель - создать самый гармоничный, привлека­тельный и комфортный как для людей, так и для бизнеса город в России!

Свидетельством того, что мы движемся к заявленной цели, должно стать не только откры­тие в городе новых объектов (детских садов, школ, стадио­нов, парков, мостов и т.п.). Они, безусловно, появятся и некото­рые - в самое ближайшее вре­мя! Но более важным нам пред­ставляется рост двух основных показателей.

К 2020 году кардинальным образом должна измениться демографическая ситуация. Мы должны перестать вымирать и начать расти! Планируется, что в результате всех предпри­нятых усилий численность на­селения увеличиться как мини­мум на 5 %.

И второе, в городе должно увеличиться количество эффек­тивно работающих компаний и организаций, их представи­тельств и филиалов.

Это будет означать, что нам поверили, что у Вологды есть именно то будущее, о котором мечтают все! Все мы знаем по­говорку «Хорошо там, где нас нет». Применительно к Вологде она должна звучать принципи­ально иначе «Хорошо там, где мы есть». Хорошо должно быть у нас!

Также мы надеемся, что ре­ализация отраженных в Страте­гии проектов изменит не только город, но и людей, живущих в нем! Очень бы хотелось, чтобы к 2020 году и мы сами, и наши дети стали более здоровыми, спортивными, обеспеченными, культурными. Ответственными за себя, свою семью и свой го­род. «Город заботится о людях, а люди заботятся о городе» - вот основа стратегии гармонич­ного развития Вологды.